Базы моторных масел

Почему необходимо разбираться в базах моторных масел

В отличие от производителей продуктов питания и фармацевтических препаратов производители смазочных материалов не обязаны информировать потребителя о составе своей продукции. Это развязывает руки маркетологам и открывает путь к манипуляциям. Для потребителя это осложняет поиск действительно полностью синтетического моторного масла среди «полностью синтетических», «полусинтетическое», «синтетических» и даже «100% синтетических» масел на полках магазинов и СТО. Повышение знаний о базовых маслах, которые являются основой моторного масла и составляют 70-95% от его объёма помогут Вам наиболее рационально потратить деньги и купить именно то, что вы ожидаете.

Какие бывают базовые масла

Общепринятым стандартом классификации базовых масел является подход Американского института нефти (API), который выделяет 5 групп базовых масел. В основе данной классификации лежит содержании серы и парафина, а также коэффициент нефтенасыщенности. Следует отметить, что классификация базовых масел API не разделяет их на минеральные либо синтетические.

Первая группа – не для современных авто

Базовые масла первой группы производятся из нефти методом селективной очистки и депарафинизации растворителями. Это обычные минеральные масла, наименее очищены, представляют собой соединение разнообразных углеводородных цепочек с низкой насыщенностью и однородностью. Применяются для производства автомобильных моторных масел, но по всем параметрам (кроме цены) полностью уступают базовым маслам более высоких категорий. В современных двигателях мы категорически не рекомендуем применять масла на основе этой базы.

Вторая группа – качественная минералка

Вторая группа базовых масел – это улучшенные минеральные масла также полученные из нефти, однако прошедшие гидроочистку. Такая очистка позволяет достичь низкого содержания ароматических соединений и парафинов, повышенной окислительной стабильностью, имеют приемлемые показатели по текучести и динамической вязкости, обладают достаточно хорошими характеристиками испаряемости, стойкости к окислению, износоустойчивости и температуре воспламенения. Применяются для ДВС грузовой и промышленной техники по причине дешевизны.

Третья группа – максимум достижимого из нефти и газа

Базовые масла третьей группы, полученные методом каталитического VHVI-гидрокрекинга (второе название технологии НС – синтез) или преобразования газа в жидкость (GTL – Gas-To-Liquid).
Процесс гидрокрекинга состоит из 2 фаз. Первая фаза предполагает разрыв длинных молекулярных цепочек на более короткие, вторая фаза – насыщение этих молекул водородом. То есть формально осуществляется синтез новых соединений, поэтому маркетологи моторное масло на основе III группы уже называют синтетическими. Такой позиции придерживается абсолютное большинство производителей моторных масел. Такие масла обладают высоким индексом вязкости, имеют повышенную насыщенность, однородность и стабильность. Молекулярная структура и свойства таких масел зависят от месторождения нефти и технологии переработки. В то же время при этом методе получения базового масла для производства моторных масел возникает снижение некоторых полезных свойств. Так, удаление определенных кислот и смол в процессе изготовления, снижают смазывающую способность базы. Для того чтобы улучшить качество базового масла после глубокой очистки применяются специальные присадки. В итоге база на основе гидрокрекинга – это продукт переработки нефти, из которого удалены все вредные примеси, а для улучшения свойств внесены специальные добавки.
Свойства базовых масел на основе GTL значительно ближе к свойствам синтетических баз: температура вспышки и замерзания, испаряемость по NOAK. В то же время требуют больше загустителя (около 20%), поэтому оптимальны для производства моторных масел с низкой вязкостью.

Четвертая группа – действительно 100% синтетика

Базовые масла четвертой группы производятся из газа и называются полиальфаолефинами (ПАО/PAO). Создаются из химических компонентов в ходе органического синтеза. Органический синтез – это процесс соединения элементов для получения того, чего в природе не существует. Моторные масла на базе ПАО обладают лучшей стабильностью, однородной структурой и улучшенными эксплуатационными характеристиками. Молекулы синтетического масла одинаковы. Такое единообразие препятствует разжижению при нагревании и сгущению при охлаждении (в чистом виде замерзают при -70°С), что повышает степень защиты двигателя при разных температурных режимах. За счет однородности структуры уменьшается трение, а это увеличивает эффективность и способствует большей экономии топлива при одновременном достижении максимальной мощности и высокого сопротивления сдвиговым нагрузкам. Также это уменьшает нагрев и износ, повышая срок службы механизмов. Обладают высокой прочностью создаваемой масляной пленки, низкой испаряемостью, не окисляются в сравнении с предыдущими базами, обеспечивают длительный срок эксплуатации. Из минусов в разы более высокая цена (в 4 раза) и чуть меньшие смазывающие свойства. Последнее компенсируется добавлением модификаторов трения и небольшого количества базового масла 5 группы – эстеров. В то же время небольшое PAO добавляется в масла 3 группы для улучшения их свойств.

Пятая группа – вершина технологий

К базовым маслам пятой группы относят базы которые не вошли в предыдущие – сложные эфиры – эстеры (ester), жирные кислоты, полигликоли (в некоторых классификациях и GTL базы). Так же как четвертая группа, материалы пятой группы имеют преимущество над группами 1 – 3. Особенностью эстеров является их поляризация, что позволяет притягиваться к металлам. Это исключает саму возможность запуска двигателя на сухую после длительного простоя автомобиля, что всегда происходит при применении других базовых масел. Также это свойство противостоит разрыву масляной пленки в зоне трения. Все это достигается благодаря свойствам синтезируемой кристаллической решетки. Стоимость базовых масел 5 группы в десятки раз превышает стоимость баз на основе нефти. Эстеры могут быть нескольких типов: моно (mono ester), ди (di ester), алкил (alkyl ester) и полиол (polyol ester). Верхом инженерии смазочных материалов на сейчас являются полиол эстеры. В небольших количествах применяются в качестве присадок для улучшения эксплуатационных свойств моторных масел на базах 3 и 4 групп, а так же из соображений коммерции и рекламы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Позвонить