Как выбрать правильное моторное масло

В мире существует огромное количество масляных брендов. Крупнейшие производители, такие как Mobil, Shell, Castrol имеют полный цикл производства автомобильный моторных масел, но абсолютное большинство является так называемыми «блендерами» – то есть компаниями, которые закупают готовую основу, пакеты присадок и просто их «смешивают» получая конечный продукт. Практически все бренды имеют в ассортименте масла, которые позиционируются маркетологами компании как синтетические. Следует учесть, что производители почти всегда умалчивают о главном: какие масла можно считать синтетическими и что означает надпись «синтетическое» на канистре масла.

Камнем преткновения становиться вопрос о корректности отнесения моторных масел, полученных с использованием базовых масел III группы (гидрокрекинговые масла с высоким индексом вязкости (XHVI – Extra High Viscosity Index, VHVI – Very High Viscosity Index, HC – Hydrocracker Component, ExSyn), а также масла, произведенные по технологии GTL (Gas to Liquid) – то есть путем синтеза природных газов) к синтетическим маслам.

История вопроса.

Предыстория вопроса достаточно интересна. До 1999 года гидрокрекинговые масла считались минеральными, а прецедент был создан решением американского суда по иску Exxon Mobil к Castrol. Компания Castrol начала помечать канистры с моторными маслами на гидрокрекинговой основе словом «Synthetic», чем вызвала, как казалось, праведное возмущение представителей компании Mobil. Итогом стало судьбоносное для всей индустрии судебное разбирательство между двумя гигантами масляного бизнеса. Решение суда поразило многих и по сути привело к историческим изменениям на рынке смазочных материалов. Суть решения сводилась к следующему: надпись на канистре «Синтетика» — это вопросы маркетинга, а вовсе не технического описания товара.
Естественно после такого решения гидрокрекинговые масла стали самыми популярными на рынке синтетических продуктов. АРI исключил ссылки на «синтетические» из своей системы лицензирования и сертификации (API1509). Абсолютное большинство производителей стали называть синтетическим моторные масла на гидрокрекинговой базе.

Статус-кво

Значительно более низкая стоимость технологии производства гидрокрекинговой базы даже в сравнении с технологией синтеза из газа, позволила получить огромное конкурентное преимущество перед классической синтетикой на ПАО за счет цены. Рынок смазочных материалов наполнился канистрами с надписями «Full Synthteic», «100% Synthetic», «Synthetic», которые по своему составу ни что иное как смесь 3-й группы гидрокрекинговых базовых масел и 2-й или 1-й группы минеральных, но формально это синтетика.
До сих пор в мире нет нормативного документа, который зафиксировал бы понятие «синтетическое масло» и позволил бы предъявлять претензии производителям за недостоверную информацию.
В защиту текущего положения дел следует отметить, что гидрокрекинговые масла по своим свойствам максимально приблизились к маслам на основе PAO и исходя из характеристик уже смело могут называться синтетикой. В тоже время необходимо признать, что существует перечень технических особенностей, благодаря которым отдельные характеристики PAO масел останутся недостижимыми для гидрокрекинговых , по крайней мере, на текущем уровне развития химической промышленности и технологий.
Именно поэтому синтетикой сейчас называют не только моторное масло, сделанное на ПАО основе, но и масло, сделанное из сырой нефти путем глубокой очистки и химического катализа.

Преимущества и недостатки разных баз

Гидрокрекинговое автомобильное масло отличается более низкой ценой и имеет свои преимущества и недостатки, которые, как и в ПАО-маслах, являются зеркальным отражением достоинств. Многие сторонники настоящих синтетических масел и энтузиасты автоиндустрии до сих пор считают гидрокрекинг минеральным маслом с высокой степенью очистки, и фактически это верно, ведь сделано оно именно из минеральной основы.
Не лишним будет напомнить, что IV группа базовых масел используется при производстве ПАО (ПолиАльфаОлефиновых) масел и имеет преимущества перед маслами на минеральной основе. Такие масла выдерживают сверхвысокие нагрузки, высокие обороты двигателя, переносят попадание топлива почти без ухудшения свойств , длительный период сохраняют свои основные технические параметры, прекрасно противостоят высокотемпературным нагрузкам. Минусом базовых масел IV группы является то, что они практически не растворяет в себе присадки, поэтому приходиться применять ихв жидком состоянии. Производители пакетов присадок для растворения ингредиентов используют минеральную базу, с которой присадочный комплекс прекрасно смешивается. Следствием этого является отсутствие как таковых ПАО масел, на 100% состоящих из синтетики, так как какой-то минимальный процент минеральной основы в конечном продукте обязательно присутствует.
В свою очередь базовые масла на ПАО имеют крайне низкую полярность. То есть молекулы PAO масла не «прилипают» к поверхностям деталей и после остановки двигателя стекают в картер. Кроме того масла 4 группы негативно влияют на сальники и прокладки мотора. Для коррекции свойств используют специальные вещества, которые придают полярность молекулам масла, делая масляную пленку более прочной и придавая свойства «прилипания» к металлу. Как правило, для этой цели применяют базовые масла 5 группы – эстеры (сложные эфиры). Эстеры даже в малом количестве сильно влияют на свойства ПАО масла и избавляют его от изложенных выше недостатков. Некоторые производители для этой цели применяют алкалированные нафталины – более современное поколение присадок.

Итог

Подводя промежуточный итог, можно сказать, что настоящее синтетическое масло – это масло, в базе которого содержится большой процент ПАО. В тоже время, синтетическим моторным маслом может называться как классическое ПАО масло, так и продукция, сделанная на основе гидрокрекинга. Кроме того, автомобильные масла на основе базы, полученной по технологии GTL так же попадают в эту категорию.

Что же выбрать?

При выборе синтетического масла исходите из условий работы автомобиля. В большинстве случаев при правильном подборе по вязкости и допускам можно ограничиться качественной гидрокрекинговой или GTL синтетикой. При эксплуатации автомобиля в суровых или экстремальных в условиях (постоянные «пробки», низкие температуры, большой перепад температуры окружающей среды, некачественное топливо, запыленность местности, частые или короткие пробеги), то однозначно стоит взять ПАО синтетику.

Позвонить