Общая информация про смазочные материалы

Функции выполняемые смазочными материалами настолько же важны как и задачи структурных компонентов автомобиля. Смазочные материалы также должны быть адаптированы ко всем негативным факторам, возникающим в процессе эксплуатации транспортного средства, удовлетворять все предъявляемые к их смазочным функциям требования. К базовому маслу, композиции применяемых смазочных материалов, а также типу и количеству добавок предъявляют крайне высокие требования поскольку эффективность, срок службы и эксплуатационная безопасность транспортного средства и всех его деталей, требующих смазки, в значительной степени зависят от качества соответствующей смазки.

Вязкость – Viscosity

Вязкость (сопротивление потоку или внутреннее трение) – это способность смазывающего вещества (жидкости или масла) оказывать сопротивление перемещению одной их части относительно другой. В результате работа, затрачиваемая на это перемещение, рассеивается в виде тепла. Рейтинг вязкости указывает на текучесть смазочных масел (например, в диапазоне низких и высоких температур).

Динамическая вязкость – Dynamic viscosity

Единицей СИ (SI = Système International d’Unités) для измерения динамической вязкости является Па·с (Паскаль·секунда, международное обозначение – Pa s), в системе СГС (сантиметр-грамм-секунда) — пуаз. 1 Па·с = 10 пуаз.
Единица измерения: 1 Па·с = 1 Нс/м2.
Конверсия вязкости: 1 мПа·с = 1 сП (сантипуаза, centipoise – cP).

Кинематическая вязкость – Kinematic Viscosity

Кинематическая вязкость это отношение динамической вязкости к плотности вещества. своим происхождением обязана классическим методам измерения вязкости, таким как измерение времени вытекания заданного объёма через калиброванное отверстие под действием силы тяжести. Прибор для измерения вязкости называется вискозиметром. Единица измерения в СИ — м²/с, в СГС — стокс
Конверсия вязкости: 1 мм²/с = 1 Ст (сантистокс) (международное обозначение: cSt – centistoke).

Температурная зависимость  или температурный отклик вязкости – Viscosity temperature response (VT response)

Температурный отклик вязкости  показывает как изменяется вязкость смазочного масла под воздействием температуры. Вязкость смазочных масел зависит от температуры и давления, а также для структурно-вязких масел от скорости сдвига. Как правило, вязкость уменьшается по мере повышения температуры.

Индекс вязкости – Viscosity index (VI)

Индекс вязкости определяет температурные характеристики вязкости смазочного масла. Это расчетное число на обычной градуированной шкале, которая указывает изменение вязкости минерального масла в зависимости от температуры. Высокий индекс вязкости указывает на относительно небольшое изменение вязкости по отношению к температуре и наоборот. Индекс вязкости можно рассчитать по значениям вязкости, которые были измерены при 40 ° C и 100 ° C. Масло с более высоким индексом вязкости имеет лучшую текучесть при низкой температуре (запуск холодного двигателя) и более высокую вязкость при рабочей температуре двигателя. Высокий индекс вязкости необходим для всесезонных масел и некоторых гидравлических масел (жидкостей). Индекс вязкости определяется (по стандартам ASTM D 2270, DIN ISO 2909).

Индекс вязкости сильно зависит от молекулярной структуры соединений, составляющих базовые минеральные масла. Наивысший индекс вязкости бывает у парафиновых базовых масел (около 100), у нафтеновых масел – значительно меньший (30-60), а у ароматических масел – даже ниже нуля. При очистке масел их индекс вязкости, как правило, повышается, что в основном связано с удалением из масла ароматических соединений. Высоким индексом вязкости обладают масла гидрокрекинга. Гидрокрекинг является одним из основных методов получения масел с высоким индексом вязкости. Высокий индекс вязкости у синтетических базовых масел: у полиальфаолефинов – до 130, у полиалкиленгликолей – до 150, у сложных полиэфиров – около 150. Индекс вязкости масел можно повысить введением специальных присадок – полимерных загустителей.

Классификация вязкости SAE – SAE viscosity grades

Общество автомобильных инженеров (SAE – Society of Automotive Engineers) разработало классификацию двух наиболее важных смазочных масел транспортных средств, моторных и трансмиссионных масел относительно их вязкости, которая была включена в соответствующие национальные стандарты. Класс SAE показывает вязкость при низких и высоких температурах. Вязкость важна при низких температурах для холодного запуска и при высоких температурах, например, при работе с широким открытым дросселем, для обеспечения адекватных смазочных свойств. 

Классы вязкости SAE для моторных масел

Классификация SAE J300 определяет классы вязкости SAE для моторных масел. В современных обычных всесезонных маслах указаны два числа, например SAE 10W-40. Число до «W» описывает низкотемпературные свойства моторного масла, а число после «W» описывает вязкость в высокотемпературном диапазоне. Для масел, классифицированных как «W», оцениваются следующие низкотемпературные свойства:  имитируется запуск двигателя при низкой температуре и измеряется вязкость при которой гарантировано провернётся коленчатый вал (cold cranking viscosity) , а также тестируется имитируется работа масляного насоса для измерения низкотемпературной прокачиваемости масла (low temperature pumping viscosity), оба параметра являются динамической вязкостью и измеряются в мПа с (mPa s). Также классификации подлежат высокотемпературные свойства моторного масла: кинематическая вязкость (в мм2/с) при температуре 100 °C и динамической вязкость (в мПа с) при высокой температуре (150 °C) и высокой скорости сдвига 101/с (= высокотемпературная вязкость высокой скорости сдвига).

Классы вязкости SAE для трансмиссионных масел

Классы вязкости SAE для трансмиссионных масел стандартизированы в SAE J306. Так же как и для моторных масел, классы вязкости SAE с буквой «W» (например 75W) указывают низкотемпературную границу вязкости трансмиссионного масла. Этот параметр определяет температуру, при которой динамическая вязкость трансмиссионного масла должна быть меньше или равна 150 000 мПа с (mPa s). Высокотемпературные характеристики характеризуют кинематическую вязкость при 100 °С, также определены для всех классов трансмиссионных масел SAE (обозначаются после “-” и могут иметь значения 80, 85, 90, 110, 140, 190, 250) и означают, что кинематическая вязкость укладывается в определенный стандартом диапазон между минимальным и максимальным значением. 

Позвонить