JASO

Японская организация по стандартизации в области автомобилестроения JASO

JASO (Japanese Automotive Standards Organization) состоит из шести организаций: Топливная ассоциация Японии (Petroleum Association of Japan – PAJ), Японская ассоциация автомобильных производителей (Japan Automobile Manufacturers Association, Inc. – JAMA), Ассоциация автомобильных инженеров Японии, Inc. (Society of Automotive Engineers of Japan, Inc. – JSAE), Ассоциация производителей наземных двигателей (Land Engine Manufacturers Association – LEMA), Японское общество смазочных масел ( Japan Lubricating Oil Society – JALOS) и Япония Ассоциация производителей лодок (Japan Boating Industry Association – JBIA), а также других заинтересованных компаний (производители смазочных материалов и присадок).
 

JASO разработала собственную классификацию смазочных материалов которая, в основном, применяется японскими производителями, но в то же время незаменима при выборе моторного масла для мотоциклов с «мокрым» сцеплением. 

Классификация JASO разделяет все моторные масла на три категории (Панели): для 4-тактных бензиновых двигателей мотоциклов, для дизельных двигателей,  для 2-тактных двигателей мотоциклов и техники.

Панель JASO T 903:2016. Моторные масла для 4-тактных бензиновых двигателей мотоциклов MA, MA1, MA2, MB:

Панель JASO T 903:2016 заменила устаревшие JASO T 903:2011, JASO T 903:2006.

Современные тенденции развития моторостроения требуют разработки моторных масел с меньшей вязкостью и коэффициентом трения с целью улучшения экономичности четырехколесной автомобильной техники. Убеждение в том, что применение таких мяловязких масел в мототехнике приведет к проскальзыванию сцепления и преждевременному выходу из строя деталей трансмиссии обусловило необходимость создания панели требований масел для бензиновых 4-тактных двигателей мотоциклов, в которых масло также работает в сцеплении и это подчеркивает важность фрикционных свойств. Панель разделяет масла пригодные для применения в 4-тактных бензиновых двигателях на 4 класса в зависимости от результатов испытаний фрикционных свойств масел в системе сцепления по методике JASO (Test procedure for friction property of clutch system). Оценка осуществляется по трем характеристикам. 

Классификация JASO на сегодня является эталоном при подборе масла для  4-тактного двигателя мотоцикла и незаменима при выборе масла для байков с «мокрым» сцеплением, так как такие агрегаты не тестирует ни один другой орган стандартизации. Естественно, это стало прямым следствием работы организации с ведущими японскими производителями мототехники Honda, Yamaha, Suzuki.

Таблица с характеристиками масел

Измеряемый параметрМетодика тестированияMAMBMA1MA2
DFI (Dynamic Friction Characteristic Index) JASO T 903:2016≥1.35 <2.50≥0.40 <1.35≥1.50 <2.50≥1.35 <1.50
SFI (Static Friction Characteristic Index) JASO T 903:2016≥1.45 <2.50≥0.40 <1.45≥1.60 <2.50≥1.45 <1.60
STI (Stop Time Index) JASO T 903:2016≥1.40 <2.50≥0.40 <1.40≥1.60 <2.50≥1.40 <1.60

Масло также должно соответствовать одному из следующих классов качества

СпецификацияКласс качества
APISG, SH, SJ, SL, SM, SN
ILSACGF-1, GF-2, GF-3
ACEAA1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5, C2, C3, C4

Также высокотемпературная вязкость HTHS (high-temperature high-shear viscosity) масел должна быть ≥ 2.9 mPa*s по тесту JPI-6S-36.

MB – масла с малым коэффициентом трения. Применяется в мототехнике с сухим типом сцепления (применение в агрегатах с мокрым сцеплением запрещено). Коэффициент трения низкий.

MA1 – среднее по коэффициенту трения масло в классификации. Применяется в не нагруженных мотоциклах с мокрым сцеплением. Коэффициент трения средний.

MA – как видно из таблицы, масло обладает гибридными свойствами MA1 и MA2, то есть масло более вязкое чем MA1.

MA2 – масло с самым высоким коэффициентом трения. Применяется в спортивных мотоциклах с экстремальными нагрузками со сцеплением в масляной ванне. Коэффициент трения самый высокий.

Панель JASO M 355: 2017. Моторные масла для дизельных двигателей DH-1, DH-2, DH-2F, DL-0, DL-1:

Панель JASO M 355: 2017 заменила устаревшие JASO M 355: 2000, JASO M 355: 2005, JASO M 355: 2008, JASO M 355: 2014, JASO M 355: 2015

С 1994 года в Японии начали внедряться новые методы тестирования масел для дизельных моторов. Тесты проводились на двигателях японских автомобилей Nissan и Mitsubishi.

Ранее в Японии для классификации качества дизельных моторных масел широко применялась классификация API. Тем не менее, частично по причине технологических различий в конструкции дизельных двигателей производства американских и японских автопроизводителей, существовала потребность в моторных маслах, которые в большей степени удовлетворяли бы требованиям японских автопроизводителей. Кроме того, существовала необходимость выполнения новых норм по выбросам отработанных газов.
Масла для 4-хтактных дизельных двигателей, соответствующие стандарту JASO M 355: 2017 подразделяются на 5 классов DH-1, DH-2, DH-2F, DL-0 и DL-1.

DH-1 и DL-0 – разработаны для применения в дизельных двигателях которые соответствуют японским долгосрочным нормам по выбросам отработанных газов (аналог ЕВРО 4). Эти масла обладают отличными противоизносными и противопенными характеристиками, обеспечивают усиленную защиту поршня и уменьшенное потребление масла за счет потерь на испарение, противодействуют образованию отложений при высоких температурах, отлично противодействуют изменению высокотемпературной вязкости, продлевают ресурс сальников и уплотнителей двигателя. Моторные масла DH-1 и DL-0 также могут применятся в двигателях произведённых до введения долгосрочных норм, а также в случаях, когда содержание серы в горючем превышает 0,05% при условии соблюдения интервала замены моторного масла, предусмотренного производителем двигателя.

DH-2, DH-2F, DL-1 – разработаны для применения в двигателях, оборудованных системами доочистки выхлопных газов: сажевыми фильтрами (diesel particulate filter, DPF) или каталитическими нейтрализаторами с целью обеспечения соответствия нормам по выбросам отработанных газов. Масла, отвечающие этим классам качества, отлично совместимы с этими системами, при этом обеспечивают такие же уровни производительности, как и моторные масла класса DH-1. Следует обратить внимание, что классы DH-2 и DH-2F разработаны для тяжело нагруженных двигателей коммерческого транспорта (грузовики и автобусы), а класс DL-1 для применения в дизельных двигателях легковых авто.

Моторные масла классов DH-2, DH-2F, DL-1 применяются только в случаях заправки автотехники горючим с содержанием серы не выше 0,005%.

Моторные масла DH-2F обеспечивают лучшую топливную экономичность от 3.8% для свежего масла до от 6.8% для масла с пробегом 200 моточасов.

Также масла класса DH-2 могут применяться в двигателях, предшествовавших введению в действие новых японских короткосрочных ограничений по выбросам газов, при условии, что содержание серы в горючем не превышает 0,005% и обеспечивается соблюдение интервала замены моторного масла, предусмотренного производителем двигателя

Панель JASO M 345. Моторные масла для 2-двухтактных двигателей мототехники, оборудования и лодок.

Отсутствие каких либо стандартов для масел, применяемых в 2-двухтактных двигателях мопедов, моторизированного оборудования (бензопил) и двигателей водной техники (водные мотоциклы, катера, лодки) долгое время являлось проблемой для японских производителей. Её решением стало создание 4-х специальных методологий тестов (JASO M 340 – смазывающие характеристики, JASO M 341 – моющие характеристики, JASO M 342 – дымообразование, JASO M 343 – тест на блокировку выхлопной системы) для испытания параметров масел и панели JASO M 345, в которой, изначально, было представлено 4 класса моторных масел (FA – устаревший).   

FD – Бездымные масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин с улучшенными характеристиками по чистоте двигателя в сравнении с JASO FC, удовлетворяют наивысшим требованиям. Сульфатная зольность 0.18% макс. Моющие свойства измеряются в 2 точках (корпус и юбка поршня) после 180 минут тестирования.
– Бездымные масла для двухтактных двигателей, удовлетворяющие основным требованиям. Сульфатная зольность 0.25% макс. Моющие свойства измеряются в 1 точке (корпус) после 60 минут тестирования.
FB – Масла для двухтактных двигателей, удовлетворяющие минимальным требованиям.  Сульфатная зольность 0.25% макс. Моющие свойства измеряются в 1 точке (корпус) после 60 минут тестирования.
FA –  Класс, на данный момент, устаревший и отсутствует в последней версии панели JASO M 345. Самое слабое масло в классификации.

Исходя из параметров масел для сохранения двигателей Вашей техники, поддержки экологии и здоровья, при наличии денежных, средств всегда покупайте масло класса FD.

 

Позвонить